Организация предтекстовой деятельности на уроках литературы

Авторы

  • Dr. Toleubek НАО "Университет Шакарима" Автор

Ключевые слова:

коммуникативно- деятельностный подход, предтекстовая деятельность, учебный диалог, обучение, литература

Аннотация

Статья посвящена одной из актуальных проблем современного литературного образования в школе – технологии коммуникативно-деятельностного подхода при изучении художественного произведения.

                Сущность указанной технологии заключается в том, что она направлена на развитие навыков общения и практического применения знаний в различных сферах. Такой подход акцентирует внимание на активной деятельности учащихся, их взаимодействии, а также на формировании умений и навыков, необходимых для эффективного общения. Ведущим концептом технологии становится учебный диалог по взаимодействию и совместному обсуждению прочитанного, в ходе которых происходит обмен мнениями, идеями и культурными контекстами между учителем и учениками, а также между самими учениками, а само произведение становится средством для установления диалога между различными культурами, эпохами и личностями. Проблема диалога на уроках литературы является ключевой, так как она способствует не только пониманию литературных текстов, но и развитию важных навыков, необходимых для успешной социальной адаптации, коммуникации и критического анализа.   

                Основное внимание в статье уделяется выявлению эффективности предтекстовой работы в контексте данной технологии. На материале произведений о любви В. Шекспира, А.С. Пушкина, И. С.Тургенева и А.И. Куприна, включенных в программу 9 класса, рассматриваются пути и способы организации учебного диалога, раскрывается его роль в активизации познавательного интереса учащихся, развитии у них навыки критического мышления и готовности к осмысленному восприятию текста.

                В ходе исследования установлено, что применение предтекстовой деятельности положительно влияет на восприятие и интерпретацию художественных текстов, позволяют учащимся глубже проникнуть в содержание произведений.

Биография автора

  • Dr. Toleubek, НАО "Университет Шакарима"

    Демежанов Толеубек Мухамадиевич – кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и литературы. ВШФ, Университет имени Шакарима г.Семей

Загрузки

Опубликован

2025-03-12

Выпуск

Раздел

Методика преподавания языка и литературы