Роль цветосимвола и цветосимвольных систем в идейно-тематическом содержании поэмы Ильяса Жансугурова «Кулагер»

Авторы

  • Ж.Б. Ибраева Казахский национальный педагогический университет имени Абая Автор
  • Е.А. Ломова Казахский национальный педагогический университет имени Абая Автор
  • И.К. Галимжанов Казахский национальный педагогический университет имени Абая Автор

Ключевые слова:

образ, сравнительное литературоведение, цветосимвол, лингвокультура, цветовые системы, семиотика, двуемирие

Аннотация

В статье при анализе идейно-тематического содержания поэмы И. Жансугурова «Кулагер» рассматривается значение одного из важнейших элементов культуры – цвета. В работе представлены теоретические и практические аспекты понятия «цветосимвол». Использование символики, цветообозначения в поэме Ильяса Жансугурова сугубо индивидуально, напрямую связано с мироощущением поэта, его психических, перцептивных особенностей. При рассмотрении художественного мира Жансугурова, где происходит творческая переработка действительности, мы актуализируем имплицитные смыслы, реконструируем ход ассоциативных мыслей, которые имеют связь с колористикой. Цель исследования – рассмотреть роль цветосимволов в раскрытии мира художественного произведения И. Жансугурова «Кулагер».

В ходе работы исследован ряд теоретических трудов по семиотике и цветообозначению, были привлечены материалы из смежных областей научного знания – лингвокультурологии, этнолингвистики, представляющих цвет как символическую культурную рефлексию. В ходе анализа было выявлено, что Жансугуров, как поэт, использует цветонаименования для создания образного художественного мира, а именно, для противопоставления возвышенного мира, в котором превалирует цветообозначение «белый», и нижнего – «черного» мира. Поэт использует цветовую дуальность и сопоставляет контекстуальные цветовые соотношения с персонажами и событиями поэмы. Авторами делается вывод, что цветосимвол важен как часть раскрытия художественного содержания произведения.

Биографии авторов

  • Ж.Б. Ибраева, Казахский национальный педагогический университет имени Абая

    1.Ибраева Жанарка Бакибаевна, кандидат филологических наук, ассоциированный профессор кафедры русского языка и литературы, Казахский национальный педагогический университет имени Абая, г. Алматы, Республика Казахстан, E-mail: igb1006@mail.ru

    Автор туралымәлімет

    Ибраева Жанарка Бақыбайқызы, филология ғылымдарының кандидаты, орыс тілі мен әдебиеті кафедрасының қаумдастырылған профессоры, Абай атындағы Қазақ ұлттық педагогикалық университеті, Алматы, Қазақстан Республикасы, E-mail: igb1006@mail.ru

    Information about author

    Ibrayeva Zhanarka Bakibaevna, Candidate of Philology Sciences, Associate Professor of the Department of Russian Language and Literature, Abai Kazakh National Pedagogical University, Almaty, Republic of Kazakhstan, E-mail: igb1006@mail.ru

  • Е.А. Ломова, Казахский национальный педагогический университет имени Абая

    Ломова Елена Александровна, кандидат филологических наук, ассоциированный профессор кафедры русского языка и литературы, Казахский национальный педагогический университет имени Абая, г. Алматы, Республика Казахстан, E-mail:elena_lomova_@mail.ru

  • И.К. Галимжанов, Казахский национальный педагогический университет имени Абая

    Галимжанов Имангали Камилулы – орыс тілі мен әдебиет кафедрасы, Абай атындағы Қазақ ұлттық педагогикалық университеті, Алматы, Қазақстан Республикасы, E-mail: igalimzhanov@gmail.com

Дополнительные файлы

Опубликован

2025-06-30

Похожие статьи

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.